?>?>Вы вошли как Гость | Группа "Гости"?>Приветствую Вас Гость?>?> ?>| RSS?>

Воскресенье, 28.04.2024, 12:08

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [28]
Поиск
Наш опрос
пострадали ли Вы от действий сотрудников ДАI

Всего ответов: 86
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Мои статьи

    как работать по общей системе налогообложения
     Одной из основных систем налогообложения, по которой могут работать предприниматели, является так называемая общая система. Для ее применения не нужно подавать в налоговую инспекцию по месту регистрации специальное заявление. Данная система налогообложения применяется в том случае, если предприниматель при регистрации в органе налоговой службы не подает заявление о применении одной из упрощенных систем налогообложения (с уплатой единого или фиксированного налога). В таком случае считается, что он будет работать по общей системе налогообложения с уплатой авансовых платежей.
    Но прежде чем работать и уплачивать налоги, гражданин должен зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности, стать на учет в органах налоговой службы, Пенсионном фонде и, при необходимости, фондах социального страхования. Предприниматели, уплачивающие налоги по общей системе налогообложения, подлежат обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС при достижении объема налогооблагаемых операций в размере 300 тыс. грн. Также в зависимости от осуществляемого вида деятельности предпринимателю следует оформить необходимые разрешительные документы.
    Предпринимателю, уплачивающему налоги по общей системе налогообложения, следует помнить, что при осуществлении торговли за наличный расчет и предоставлении бытовых услуг населению в порядке, определенном в Законе Украины от 23.03.96 г. № 98/96-ВР "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", необходимо приобретать торговый патент. За его отсутствие к предпринимателю могут быть применены штрафные санкции.
    Осуществление предпринимательской деятельности предполагает обязательное проведение расчетных операций. Денежные расчеты могут производиться как наличными средствами, так и безналичными. В случае осуществления наличных расчетов при работе по общей системе налогообложения требуется использование РРО.
    Основными документами, регламентирующими порядок применения предпринимателями общей системы налогообложения, является Декрет КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан", с изменениями и дополнениями (далее – Декрет № 13-92), и разработанная в соответствии с ним Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12, с изменениями и дополнениями (далее – Инструкция № 12).
    В указанных документах определены порядок:
    – исчисления доходов, полученных предпринимателями при работе по общей системе налогообложения;
    – ведения учета и представления отчетности;
    – учета расходов.
    Схема исчисления дохода, подлежащего налогообложению при данной системе, такова: из полученного предпринимателем за отчетный период валового дохода исключаются расходы, связанные с получением дохода, и полученный чистый доход подлежит обложению налогом с дохода по ставке 15%. Кроме того, с чистого дохода уплачиваются взносы в Пенсионный фонд Украины по ставке 33,2%.
    Валовым доходом предпринимателя, работающего по общей системе налогообложения, является выручка, полученная от осуществления предпринимательской деятельности. В валовой доход зачисляется выручка, поступившая предпринимателю как в денежной, так и в натуральной форме. Таким образом, к составу валового дохода предпринимателя, работающего по общей системе налогообложения, относятся:
    – выручка в виде безналичных денежных средств, поступивших на банковский счет или в наличной форме (с применением РРО и/или КУРО с РК) непосредственно предпринимателю или его работникам в месте осуществления расчетов;
    – выручка в натуральной (неденежной) форме (сумма такой выручки исчисляется по свободным (рыночным) ценам);
    – суммы предоплаты, полученные в отчетном периоде;
    – суммы штрафов и пени, полученные от других субъектов предпринимательства по договорам гражданско-правового характера за нарушение условий договоров;
    – суммы, начисленные банком на свободный остаток средств на банковском счете, и др.
    В отличие от юридических лиц у предпринимателей валовой доход определяется не по принципу первого события, а по так называемому "кассовому методу", т. е. в момент поступления оплаты за отгруженный товар (продукцию). Например, если отгружена продукция в одном месяце, а оплата за нее поступила в другом, то доход возникает только в момент оплаты продукции, а не в момент отгрузки.
    К составу расходов, непосредственно связанных с получением дохода предпринимателя, относятся расходы, включаемые в состав валовых расходов производства (обращения) или подлежащие амортизации согласно ст. 5 и 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее – Закон № 283).
    Расходы частного предпринимателя, работающего по общей системе налогообложения, могут исчисляться двумя способами:
    – исключительно в соответствии с документами, подтверждающими понесенные расходы в отчетном периоде (по первичным документам) (приложение 7 к Инструкции № 12);
    – по нормам, предусмотренным для различных видов деятельности (приложение № 6 к Инструкции № 12).
    При исчислении расходов по первичным документам следует учесть, что в приложении № 7 к Инструкции № 12 указано, что поскольку физические лица не являются юридическими лицами и плательщиками налога на прибыль и, соответственно, не обязаны вести бухгалтерский учет, они формируют расходы согласно перечню ст. 5 "Валовые расходы" и ст. 8 "Амортизация" Закона № 283 с некоторыми особенностями.
    В чем же заключаются эти особенности?
    Во-первых, положения ст. 5 "Валовые расходы" применяются в части определения перечня израсходованных сумм, подтвержденных первичными документами, которые могут быть отнесены к расходам по операциям, при осуществлении которых в отчетном периоде получен доход.
    Во-вторых, в соответствии со ст. 8 "Амортизация" разрешено дополнительно уменьшить валовой доход исключительно на суммы расходов, подлежащие амортизации и не превышающие размера амортизационных отчислений, начисленных путем применения норм амортизации к балансовой стоимости групп основных фондов, лишь в случае ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов согласно Порядку, устанавливаемому Министерством финансов Украины. (Несмотря на то, что предприниматели не ведут бухгалтерский учет в порядке, определенном для юридических лиц, при правильном оформлении первичных документов и начислении амортизации уменьшить валовой доход на сумму амортизационных отчислений можно.)
    Кроме того, самым важным правилом при исчислении состава расходов и исключении их из валового дохода, содержащимся в приложении № 7 к Инструкции № 12, является следующее:
    "В декларацию о доходах, полученных за отчетный период, включаются только прямые валовые расходы и суммы амортизационных отчислений, которые соответствуют фактической сумме полученного в этом периоде валового дохода в какой-либо форме от определенного вида деятельности и подтверждены документально".
    Сформулируем основные правила включения затрат в состав расходов предпринимателей, работающих по общей системе налогообложения, при учете расходов по первичным документам:
    – при включении затрат в состав расходов необходимо проверить, указаны ли такие виды расходов в ст. 5 "Валовые расходы" Закона № 283;
    – к составу расходов относятся только фактически понесенные затраты, подтвержденные документально;
    – из валового дохода могут быть исключены только те расходы, которые связаны с получением дохода в отчетном периоде (квартале, году).
    Для того чтобы уменьшить размер валового дохода на расходы, связанные с его получением, необходимо выполнение нескольких условий:
    – расходы должны быть оплачены;
    – товар получен (работы, услуги выполнены);
    – расходы должны быть непосредственно связаны с получением дохода.
    Если предприниматель, определяет размер своих расходов по нормам в процентах к валовому доходу, он должен руководствоваться приложением № 6 к Инструкции № 12. В этом случае он может не иметь первичных документов, подтверждающих расходы, если их обязательное наличие не предусмотрено другими законодательными актами.
    Если предприниматель является плательщиком НДС и претендует на налоговый кредит, ему придется вести учет расходов по первичным документам.
    Какой бы способ определения расходов не избрал предприниматель, ему необходимо вести учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов граждан – субъектов предпринимательской деятельности по форме приложения № 10 к Инструкции № 12 (далее – Книга ф. № 10). В зависимости от вида и специфики предпринимательской деятельности по согласованию с органами налоговой службы по месту регистрации в форму Книги ф. № 10 могут вноситься изменения и дополнения.
    Утвержденный Порядок ведения Книги ф. № 10 отсутствует. Единственный документ, в котором приведен порядок ведения Книги ф. № 10 при осуществлении деятельности в сфере торговли приведен в письме ГНА Украины от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886.
    Данные из Книги ф. № 10 за квартал (год) являются основанием для заполнения предпринимателями деклараций о доходах, подлежащих налогообложению. При этом следует учесть, что предпринимателями, зарегистрированными в качестве плательщиков НДС, в Книгу ф. № 10 суммы выручки и расходов отражаются без НДС. На это прямо указано в приложении № 7 к Инструкции № 12: "Не включаются в валовые расходы и валовой доход суммы НДС, которые входят в цену приобретенных и проданных товаров (работ, услуг) соответственно".
    Таким образом, чистый доход также не будет содержать в своем составе НДС.
    Если же предприниматель не является плательщиком НДС, расходы отражаются в Книге ф. № 10 с учетом НДС, который уплачен в составе цены приобретенного товара. В этом случае валовой доход также формируется без НДС, поэтому вся сумма выручки, поступившей в наличной, безналичной или натуральной форме предпринимателю – неплательщику НДС, будет считаться его валовым доходом.
    В соответствии со ст. 13 Декрета № 13-92 и п. 13 Инструкции № 12 налогооблагаемым доходом предпринимателя считается совокупный чистый доход, т. е. разность между валовым доходом и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода. В течение года и доходы, и расходы учитываются нарастающим итогом. Если в отчетных кварталах "не хватило" дохода, за счет которого можно было бы списать всю сумму понесенных расходов, они учитываются при исчислении чистого дохода за отчетный год. Таким образом, при исчислении чистого дохода все расходы (в пределах годовой суммы полученных доходов), понесенные в связи с получением валового дохода за календарный год, будут учтены.
    Чистый доход предпринимателя, работающего по общей системе налогообложения, подлежит обложению налогом с дохода по ставке 15% независимо от того, является предпринимательская деятельность основным местом работы или нет.
    Налог, исчисленный органом налоговой службы, уплачивается в следующем порядке:
    – в течение года предприниматели ежеквартально уплачивают в бюджет по 25% годовой суммы налога, исчисленной по доходам за предыдущий год, а предприниматели, которые не вели деятельности в предыдущем году, – 25% суммы, исчисленной им органом налоговой службы по оценочному доходу на текущий год. Авансовые платежи налога с дохода в течение года уплачиваются в следующие сроки: до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября;
    – суммы налога с дохода, уплаченные в течение года в виде авансовых платежей, учитываются при окончательном расчете суммы налога на основании документального подтверждения факта уплаты налога.
    Из чистого дохода предпринимателя, работающего по общей системе налогообложения в пределах максимальной величины дохода (пятнадцать прожиточных минимумов в месяц), также удерживаются взносы в Пенсионный фонд Украины. Размер взносов исчисляется предпринимателем самостоятельно исходя из суммы чистого дохода по итогам отчетного года. В течение года взносы уплачивается в виде авансовых платежей в те же сроки, что и авансовые платежи налога с дохода. Если налоговый орган не определил суммы авансовых платежей для уплаты налога с доходов, то в этом периоде у предпринимателя нет оснований для уплаты авансовых страховых взносов в Пенсионный фонд. За месяцы, в течение которых деятельность не осуществлялась или доход не был получен, взносы не начисляются.
    Кроме налога с дохода и взносов в Пенсионный фонд предприниматели уплачивают другие налоги и сборы, установленные действующим законодательством. Необходимость уплаты таких налогов зависит от вида деятельности предпринимателя.
    Более подробно об особенностях работы по общей системе налогообложения читайте в Методическом пособии "Общая система налогообложения у предпринимателя" из серии "Библиотека частного предпринимателя
    Категория: Мои статьи | Добавил: kartel (26.04.2010)
    Просмотров: 1265 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]